На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Салон поэзии

106 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Каратов
    Никак не могу воспользоваться опцией "редактировать". Салон обиделся и мешает исправить опечатку в слове ПОНИМАЮ в пр...СТИХИ НЕ ПРОЗА!!!!

Действие слова

Хочу предложить Вашему вниманию отрывок из вступительной статьи Игоря Царева в обзоре 2 февральского конкурса , проводимого редакцией журнала "Окна" на сайте stihi.ru.

"…Был «золотой век» поэзии. Был «серебряный век». Не знаю, как назвать сегодняшний поэтический период (некоторые именуют его «урановым веком»), но впереди мне видятся темные века, ожидающие приверженцев рифмованного слова.


За темными веками (хотелось бы в это верить!), возможно, последует эпоха Возрождения. Но нельзя исключить и другой, более печальный вариант – полное исчезновение поэзии в том виде, в каком мы ее сегодня знаем.
И это не просто предощущение. Хотя и это присутствует.  Для наступления темных веков есть на мой взгляд веские причины.  Причем, более глубинные и фундаментальные, чем те, на которые сегодня сетуют интеллигентные люди.
Да, «самая читающая страна» стала много меньше читать. Это печальный, но медицинский факт. Да, в России резко упал интерес к поэзии и печатному слову вообще. Да, массовая культура слова деградирует на глазах… Но ЭТО происходит не только у нас. И ЭТО, в свою очередь, является лишь следствием более глобального общемирового процесса, который я бы назвал «информационно-физиологической революцией».
Революция эта происходит здесь и сейчас, но мало кем замечаема. Для более четкого понимания процесса и его возможных последствий, сделаю небольшое отступление.
… Когда я учился в техническом вузе, то на первом и втором курсе мы еще считали свои курсовые работы на логарифмических линейках… Потом в нашей группе у кого-то появился первый калькулятор.  «Электроника». Он был дорогой, большой и тяжелый, но позволял считать без особых навыков (умение быстро и безошибочно возводить в степени, извлекать любые корни и умножать многозначные числа с помощью логарифмической линейки - было своего рода искусством, доступным не каждому).  Хорошо помню, как мы записывались в очередь на тот калькулятор. А уже через год они были практически у каждого…
Та же история в тот период происходила повсеместно. Так логарифмические линейки (незаметно, но стремительно и бесповоротно) исчезли с лица земли. А вместе с ними было вычеркнуто из опыта человечества и искусство счета на них.
Казалось бы, что в том плохого? Но недавно я видел результаты зарубежного исследования, где утверждалось, что уже выросло целое поколение школьников, которые не умеют считать в уме и даже простейшие арифметические действия способны произвести только с помощью калькулятора. Что самое печальное, (сравнивая их с тем, кто еще сохранил умение устного счета), исследователи обнаружили: соответственные изменения произошли и в строении мозга этих школьников. Грубо говоря,  у ребят, «умеющих считать только с калькулятором», извилина, отвечающая за устный счет, оказалась полностью «разглаженной».
Нечто подобное происходит сейчас и в области слова. Речь идет о вырождении (или, скажем мягче -  о деформации) так называемой «второй сигнальной системы». 
Понятие «второй сигнальной» выдвинул в 1932 году знаменитый Павлов (надеюсь, все помнят его со школы по опытам с собачками и условными рефлексами) для определения принципиальных различий в работе  мозга животных и человека. Павлов считал, что мозг животного отвечает лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения. И возникающие в таких случаях ощущения составляют «первую сигнальную систему». Человек же обладает помимо того способностью обобщать и описывать мир словом. И слово, по выражению самого И. П. Павлова, становится «сигналом сигналов», вызывая в нашем организме порой не менее яркие чувства (химические реакции), чем реальные воздействия окружающей среды через «первую сигнальную систему».
В течение тысячелетий (!) человечество отрабатывало искусство передачи (и, что не менее важно, приема) чувств через «вторую сигнальную». Поэты и прозаики учились  создавать с помощью слова целые миры. А читатели нарабатывали «извилину», позволяющие видеть эти миры за буквами и словами. И не просто видеть, а ощущать - так же ярко, как если бы эти миры действительно существовали.
Благодаря этому, собственно, и возникла литература. А так же и литературные приемы (метафоры, гиперболы, образы, и пр. и др.), позволяющие конструировать из слов убедительные «иные реальности», воспринимаемые нами через «вторую сигнальную».
Через «вторую сигнальную» воздействует на нас и музыка, и живопись. Но слово (особенно после появление книгопечатания) на длительный исторический период стало наиболее массовым и удобным ключом ко «второй сигнальной».
Однако бурная техническая революция привела и к революции информационной. Изобретение братьев Люмьер положило начало. Потом появился телевизор. Бывший поначалу экзотикой, он постепенно вошел в каждый дом. Живые картинки оказались более универсальным и мощным средством воздействия на мозг, чем литература, где образы создаются  лишь с помощью слов. И как калькулятор бесповоротно вытеснил (Господи, как же недавно это было!) логарифмическую линейку, так широкое распространение видеоустройств вытесняет сегодня в общественном сознании печатные тексты. Картинка заменяет слово.  Тиражи книг, газет и журналов стремительно сокращаются. Зато растет время, проведенное человеком у экранов и мониторов.
«Слово», конечно, еще борется за сферы влияния. Это можно видеть и в поэтическом интернет-сообществе. Стали появляться плэйкасты, видеоклипы, сопровождающие чтение стихов - «буквенные динозавры» пытаются приспособиться к меняющемуся миру. Увы. Попытки хоть как-то визуализировать тексты (не хочется так думать, но логика событий рисует самые печальные картины) хотя и бывают иногда удачными, в глобальном общем и целом окажутся тщетными. Более того, они только ускоряют печальный конец. Дело в том, что чем меньше мы читаем (а это сегодня объективный процесс), тем быстрее у  нас сглаживаются «извилины», ответственные за преобразование слов в  чувства. Помните результат исследований школьников, которые разучились устному счету? Та же история будет и с «хомо сапиенсом», когда он из «человека читающего» окончательно превратится в «человека глазеющего». 
Стихи сегодня становятся все более и более кастовым искусством. Это, опять таки, медицинский факт. И потому, собратья по перу,  я  рад каждому из вас (вне зависимости от степени талантов), я горжусь, что вы  (несмотря ни на что) тратите бесценное время жизни на создание рифмованных строк. Стихи сегодня не приносят ни славы, ни материального вознаграждения. Но, в том числе и поэтому,  стихописание как таковое – стало сегодня вдвойне важным и благородным занятием.
Вы особая каста, вы «белая кость», вы «воины слова». Ведь писание стихов сегодня - один из невидимых фронтов непримиримой войны (см. выше) между словом и картинкой. И каждый из пишущих (волей или не волей, понимая или не понимая смысла происходящего) является бойцом этого невидимого фронта. И каждый способен повлиять (и влияет уже фактом своего существования) на ход этой войны.
А на кон, поверьте, поставлено многое. Ведь если слово все же проиграет, то, человечество утратит значительную часть того, за что человека можно было называть «человек разумный».


Я надеюсь, что эта статья заставляет нас пишущих авторов задуматься над силой слова и хоть немного гордится, что мы тоже вносим свою посильную лепту в борьбе за "человека разумного"

Успехов всем в творчестве! Да пребудет Муза с нами!

Картина дня

наверх