На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Салон поэзии

106 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Каратов
    Никак не могу воспользоваться опцией "редактировать". Салон обиделся и мешает исправить опечатку в слове ПОНИМАЮ в пр...СТИХИ НЕ ПРОЗА!!!!

Курс лекций «Комбинаторная литература" (продолжение)

Вводная лекция. Что такое литература «технэ»

(продолжение)

В согласии с общими риторическими правилами для создания литературного произведения нужно было в первую очередь поразмыслить над основными идеями. Это размышление было творческим процессом, предполагавшим ясное представление о предмете в его совокупности с идеями, бывшими и бытующими у автора.

Эта первая фаза творчества носила название invento, инвенция, и она подразумевала потенциальную постижимость предмета, его познаваемость.

Второй частью творческого процесса полагалась dispositio, диспозиция, которая определяла мысли в определенном строгом порядке. И, наконец, третья стадия, elocutio, элокуция, предполагала оформление организованных мыслей в разумные и красиво подобранные слова. Именно к этой, последней части формальной риторики относятся разработанные правила стиля, списки тропов и риторических фигур, в том числе посвященных украшению речи, ornatus.

В Европе среди авторов, следующих особо жестким правилам и самонавязанным ограничениям назовем таких, как античные поэты Симмий Родосский и Ликофрон Халдийский, византийский Нонн Панополитанский, латинские поэты Авсоний, Порфирий Оптациан и Пентадий, основатель испанской литературы, поэт и мистик Рамон Луллий, провансальские поэты-изобретатели жестких стихотворных форм Гийом Машо, изобретатель секстины Арно Даниэль, и поэты школы Великой риторики (grands rhétoriqueurs), для которых главным критерием ценности поэтического произведения является совершенство его формы и техники, и Клемент Маро, давший свое имя для маротического стиля, основатель школы протеической поэзии (от имени вечно меняющегося и неуловимого греческого бога Протея) Юлиус Цезарь Скалигер и немецкие поэты семнадцатого века Георг-Филипп Харсдорфер и Куиринус Кульман.

Говоря более широко о строго структурализованных произведениях мы должны вспомнить и поэмы Гомера, и «Георгики» Вергилия, и «Божественную комедию» Данте, всю написанную одной жесткой поэтической формой, терциной, и имеющую в основе четкое трехступенчатое деление, от крупного: «Ад», «Чистилище», «Рай», до самого мелкого внутри отдельных частей, в которых встречаются многочисленные, разработанные до мелочей, совпадения и соответствия в описании персонажей и их поступков, их пороков и добродетелей.

Для этой традиции версификаторство и школярство, работа и игра употребляются не в уничижительном смысле, а служат мерой мастерства. Ограничение, накладываемое автором на стихотворение, должно проявить слово в его полноте и многогранности, изощренная форма породить виртуозную точность и выразительность поэтического образа, вызвать фейерверк смысла и звучания.

История русской литературы строгих форм начинается, вероятно, с украинского поэта Ивана Величковского, автора книги «Млеко от овцы пастыру належное», в которую входили «курьезные вирши» – слоговые и словесные палиндромы, фигурные стихи. Его «Псалтырь» явилась образцом  для поэта и проповедника С.Полоцкого. За С.Полоцким пришли его ученики и последователи Сильвестр Медведев, Карион Истомин и другие.

наверх