На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Салон поэзии

106 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Каратов
    Никак не могу воспользоваться опцией "редактировать". Салон обиделся и мешает исправить опечатку в слове ПОНИМАЮ в пр...СТИХИ НЕ ПРОЗА!!!!

Школа поэзии

Предлагаю всем авторам размещающим свои произведения в Салоне Поэзии почитать лекции, которые проводит Школа Поэзии на сайте Стихи.ру. Надеюсь, что всем будет полезно освежить знания в теории поэзии. Это необходимо знать, как начинающим поэтам, так и акулам пера. Удачи, коллеги в Вашем творческом труде! !! С уважением Лидия Шенишина. Школа Поэзии Лекция № 9

ПОНЯТИЕ РИФМЫ

Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.
Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога;
Меж говорливых наяд, мучась, она родила
Милую дочь…
На земле рифмой зовется она.
(А.С. Пушкин «Рифмы»)

Итак, первую версию по возникновению в человеческом обиходе рифм предложил А.С. Пушкин. Действительно, вполне возможно, что первым поэтам рифмы подсказало эхо.
Ерунда – эхо будет: да; голубей – бей; монет – нет и т.п.
С тех пор, правда, понятие рифмы значительно расширилось.
В первом приближении рифму можно определить как совпадение в окончаниях слов последнего ударного гласного и последующих согласных звуков.
Поэтому, слова «молотОк» и «сгУсток», «напЁрсток» не рифмуются, хотя у них и одинаковые окончания, а рифмой к слову «молоТОК» будет – «желТОК», «поТОК».
Но, оказывается, что некоторые гласные и согласные, хотя и различны, но звучат одинаково. Например, в словах: сновА – готовО; рассказОм – голубоглазЫм; ЛенскИй – деревескОй. Часто ОГО в конце слов читается как ОВО: слОВО – большОГО. Могут совпадать по звуку и согласные: глаЗ – кваС.

Поэтому более корректное определение рифмы:
слуховое совпадение ударного гласного и последующих за ним согласных звуков в окончании слов.

Особо следует сказать о звуковом совпадении согласных звуков. Это происходит, когда они находятся в самом конце слова. При этом совпадают губные согласные Б и П (дуБ – глуП), В и Ф (нраВ – граФ); зубные З и С (таЗ – кваС), Д и Т (завоД – живоТ); шипящие Ж и Ш (роЖЬ – воШЬ, муЖ – куШ); гортанные Г и К (моГ – коК). Иногда совпадают Г и Х (стиХ – достиГ).
Возможно совпадение мягко и твердо звучащих звуков. РоЖь – ноЖ, ноЖ – воШь, чиЖ – молчиШь. Буква «с» в конце слов «клянусь», «пришлось», «привелось» произносится полутвердо-полумягко, поэтому ее можно рифмовать и с твердым «с» и с мягким. КлянуСь – груЗ; клянуСь – вкуС, клянуСь – РуСь, пришлоСь – броСь.
Это не универсальное правило и, например, слова браТь – браТ, раЗ – гряЗь, огоНь – коН – не являются рифмами в классическом понимании.
Рифмы допускают несовпадение неударных гласных, но ударные должны совпадать обязательно. Исключение делается для составных гласных: А – ЙА (Я); О – ЙО (Ё); У – ЙУ (Ю); Э – ЙЭ (Е). Допускается сочетание: И – Ы. Но такие рифмы слабее по звучности: морОЗЫ – слЁЗЫ, утЮГ – вдрУГ и т.п., хотя и они могут придавать стихотворению определенную музыку.

И ни души. Один лишь хрИП,
Тоскливый лязг и стук ножОВЫЙ,
И сталкивающихся глЫБ
Скрежещущие пережЕВЫ.
(Пастернак)

И с бессмысленной улЫБКОЙ
Вспять глядишь, жесток и слАБ,
Словно зверь, когда-то гИБКИЙ,
На следы своих же лАП.
(Мандельштам)

При другом несовпадении рифма будет отсутствовать: стОйка – стАйка, лИст – тОст – не рифмуются.
Все, что сказано выше относится к классической рифме 19 века. Символисты значительно расширили это понятие, но об этом поговорим немного позже.

Содержание курса «Школа поэзии»

Лекция 1. Введение. - www.stihi.ru/2006/07/10-2433">http://www.stihi.ru/2006/07/10-2433
Лекция 2. Откуда берутся идеи и чувства. - www.stihi.ru/2006/07/11-541">http://www.stihi.ru/2006/07/11-541
Лекция 3. Выбор и сочетание слов - www.stihi.ru/2006/07/12-976">http://www.stihi.ru/2006/07/12-976
Лекция 4. Благозвучие и звукопись - www.stihi.ru/2006/07/14-89">http://www.stihi.ru/2006/07/14-89
Лекция 5. Ритм и метр - www.stihi.ru/2006/07/17-765">http://www.stihi.ru/2006/07/17-765
Лекция 6. Размеры - www.stihi.ru/2006/07/20-379">http://www.stihi.ru/2006/07/20-379
Лекция 7. Стопы - www.stihi.ru/2006/07/21-76">http://www.stihi.ru/2006/07/21-76
Лекция 8. Неклассическое стихосложение - www.stihi.ru/2006/07/23-122">http://www.stihi.ru/2006/07/23-122
Лекция 9. Понятие рифмы - www.stihi.ru/2006/07/25-878">http://www.stihi.ru/2006/07/25-878
Лекция 10. Виды рифм - www.stihi.ru/2006/07/26-670">http://www.stihi.ru/2006/07/26-670
Лекция 11. Различная ценность рифм - www.stihi.ru/2006/07/30-162">http://www.stihi.ru/2006/07/30-162
Лекция 12. Неклассические рифмы - www.stihi.ru/2006/08/01-147">http://www.stihi.ru/2006/08/01-147
Лекция 13. Составные и разноударные рифмы - www.stihi.ru/2006/08/03-103">http://www.stihi.ru/2006/08/03-103
Лекция 14. Чередование рифм - www.stihi.ru/2006/08/04-100">http://www.stihi.ru/2006/08/04-100



© Copyright: Школа Поэзии, 2006
Свидетельство о публикации №1607250878
наверх